понедельник, 25 августа 2008 г.

Феликс Кривин "В стране вещей" и другие книги

из подписки
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3864649.html



Эту любовь я получил в наследство от отца. Впрочем, я еще не знал, что это наследство, потому что Феликса Кривина читал с детства. На полке в родительском доме эти потрепанные маленькие книжки, изданные в Ужгороде в 50-е и 60-е годы прошлого века, занимали почетное место.
Когда читаешь Кривина в детстве, на первый план выходит веселый уют его мира и блестящее остроумие.


ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

Овца стоит перед парикмахерской и с завистью поглядывает на стригущуюся публику.
У себя на ферме Овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь...
Если б у Овц ы были деньги, она обязательно зашла бы постричься!

ПЕНЬ

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

- Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел Пень. - Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ - шагу без меня ступить не могут!


Но когда становишься старше, начинаешь ценить и другое. Любой текст Кривина, рифмованный или нет, есть пример настоящей поэзии. Несколько строк - и в уме включается маленькое прозрение, парадоксальная вспышка нового понимания вещей. А еще - негромкая ироническая грусть:

СТАРАЯ АФИША

Шелестит на ветру, останавливая прохожих, Старая Афиша:

- Подойдите, подойдите ко мне! Я свежа и ярка, я еще достаточно хорошо сохранилась!
Афиша охорашивается, принимает самые различные позы, но прохожие идут мимо и ее не замечают.
- Это будет очень интересный концерт, - продолжает она. - Веселый концерт. С участием самых лучших артистов...
Шелестит, шелестит, зазывая прохожих, Старая Афиша. И никак не может понять, что концерт ее давно прошел и больше никогда не состоится.


Вещи, разговаривающие в комнате или на кухне, знаки препинания, числа, персонажи мифологии - все они у Кривина живут совершенно особенной жизнью, в которой узнавание равно удивлению, а озарения так уютны, что в них хочется попадать снова и снова.


Комментариев нет: