http://community.livejournal.com/ru_metro/3094516.html
![](http://www.mosmetro.ru/files/48777152642c396ecd9c92/05_1935.jpg)
Татьяна Федорова в своей книги ²Наверху . Москва⌡ так описывает эти дни:
.7 часов 45 минут 15 мая. Незабываемый день. Раскрылись двери всех станций столичного Метрополитена, и пассажиры устремились вниз. Поезда шли с интервалами в пять минут.
[ ...]
²Наш метрополитен построен с душой⌡,. сказал Отто Юльевич Шмидт, который среди первых почетных гостей побывал на трассе.
Именно с душой. Частица нашей души вложена в каждую пядь подмосковной земли, шаг за шагом отвоевываемую у подземного хаоса, в каждый отшлифованный кусок мрамора на колоннах, в каждый кубометр бетона.
Здесь мне хочется привести хронику из метростроевской летописи 1935 года.
* * *
Май. 13-е. (А еще говорят несчастливое число!) за успешное выполнение решения партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Метрополитена постановлением ЦИК СССР награждена орденами и медалями большая группа строителей метро.
Май. 15-е. В 7 часов утра открыт Московский Метрополитен для всеобщего пользования с 7 утра до 1 часа ночи.
Первое расписание: прибытие поезда со станции ²Крымская площадь⌡ 11 часов 17 минут. Отправление на ²Сокольники⌡: 11 часов 19 минут. Прибытие из ²Сокольников⌡ . 12 часов 30 минут, отправление . 12 часов 32 минуты.
.Первый поезд метро состоял из двух вагонов: моторного ≤ 0001 и прицепного ≤ 1001. Вагоны были красного цвета. Вел этот поезд инженер завода ²Динамо⌡ М. Шполянский. (В наши дни вагон ≤ 1001 обосновался в депо станции ²Сокол⌡. В нем устроена лаборатория для проверки состояния путей. Вагон ≤ 0001 продолжает иногда совершать рейсы из депо ²Измайловская⌡. За сорок лет работы он наездил свыше 3-х миллионов километров.)
.На первой линии Метрополитена, протяженностью 11,6 километра, было 13 станций. Первое время четырехвагонные составы совершали рейсы с пятиминутными интервалами в двух направлениях: в сторону Парка культуры и Смоленской площади. К концу года поезда стали шестивагонными, интервалы сокращены до четырех минут.
.На первой очереди Метростроя освоены способы: щитовая проходка, искусст венное водопонижение, замораживание и кессонный способ.
* * *
![](http://metro.ru/library/kak_my_stroili_metro/128.jpg)
Строители станций ²Комсомольская⌡ впервые пришли к месту работ 3 мая 1933 года. Нас было немного, мы затерялись в шуме площади. Нам предстояло врезать в самое людное место Москвы железобетонную коробку, содержащую в себе зал длиной в 155 метров и шириной . 16,8 метра. Снизу и сверху, справ а и слева подземную коробку нужно было обернуть многослойной гидроизоляцией: листами рубероида и пергамина.
Площадь трех вокзалов шумела, как всегда. Мы должны были сохранить этот деятельный шум в полной неприкосновенности. Сооружая станцию открытым способом, вспарывая мостовую, мы обязались оставить проход для трамваев, автобусов, пешеходов и для всего ²карусельного⌡ движения площади.
Прежде всего нам нужно было изучить площадь, наметить места для конторы и склада, приступить к разбивке станции. А площадь так велика, что трудно охватить ее единым взглядом. Жизнь площади хорошо наблюдать с птичьего полета.
И вот первое, что мы сделали, . отправились на Казанский вокзал, получили специальное разрешение и поднялись на башню ²Сумбеки⌡. Высота ее . примерно 50 метров. Отсюда мы действительно увидели площадь и поняли всю трудность предстоящей работы. [...]
Итак станция представляет собой зал длиной в 155 метров. Ширина этого зала в том месте, где проходят платформы, . 16,8 метра. Выше зал расширяется . по всей его длине, справа и слева бегут балконы, главенствующие над нижней частью зала, над платформами и железнодорожными путями. На уровне балкона ширина зала достигает 23,30 метра. В сущности это большая подземная улица. По крайним концам платформы расположены двухярусные залы . вестибюли. Вместе с балконами они образуют как бы второй этаж подземной улицы. Правый и левый балконы соединены между собой переходами. Переходы переброшены через железнодорожный путь и в свою очередь сообщаются с платформой при помощи широких лестниц. Перекрытие этой двухэтажной улицы покоится на двух рядах мраморных колонн. Колонны идут посредине платформы, открывая просторную и широкую перспективу. Два ряда других колонн идут по балконам. [...]
![](http://www.metro.ru/stations/sokolnicheskaya/komsomolskaya/koms1.jpg)
В марте Комсомольская площадь представляла собой настоящий цыганский табор. Всюду горели костры. У костров копошились тысячи людей. Клиньями и кувалдами они разбивали мерзлый грунт.
Площадь подготовлялась к механизированной выемке котлована. Работа трудная, медленная, изнурительная. Установились последние морозы зимы. Материально-бытовые условия на площадке не очень-то способствовали успешной работе. Не было помещений, где рабочие могли бы согреться. Столовая только строилась. Выпить стакан чаю . и то негде.
А время подгоняло нас. Подготовительный период наших работ затянулся. Земли мы вынули мало. Не уложили ни одного кубометра бетона. Готовыми оказались только металлическая стена вокруг будущего котлована да сваи в нем. За следующие восемь месяцев нам нужно было вынуть и вывезти 100 тысяч кубометров земли и уложить 34 тысячи кубометров бетона. В тупик стали даже такие опытные и грамотные инженеры, как т оварищи Плющ, Щепакин, Глазков. Передовая статья в журнале ²Метрострой⌡ сообщала: ²Положение работ на станции ²Комсомольская⌡ угрожающее⌡. [...]
И вот пока в середине площади кипела работа по выемке основной массы грунта, немного поодаль, почти у главного входа в Казанский вокзал, землекопы быстро продвигались вниз, к ²отметке⌡. Это была настоящая драка с упрямой землей. Десять дней не показывалась проклятая ²отметка⌡. Наконец . о, радость! . 21 февраля 1934 года бригада Гурова дошла до ²отметки⌡ и расчистила на ее уровне площадку в 6 квадратных метров. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: следующая смена ночью упустила воду и затопила ²отметку⌡. [...]
В 6 часов утра 26 августа люди улыбнулись впервые. Сооружение железобетонной коробки было закончено. Однако мы не собирались отдыхать. Пока мы имели только коробку для станции. Нам нужна была сама станция . мрамор, бронза, воздух и свет! Надо было очистить коробку от лесов . 150 вагонов ле са! Надо было убрать строительный мусор . 50 вагонов мусора! Надо было заизолировать внизу станции бетонные тумбы с остатками срезанных свай . 586 толстых тумб!
Отдельное спасибо хочется сказать:
. пресс-службе Московского метрополитена (
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
. Службе тоннельльных сооружений
.
![](http://www.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Официальное описание станции
Описание на www.metro.ru
![(c) 2009 Russos](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-22-s.jpg)
20 фотографий, общий вес 2,9 мегабайт
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-22.jpg)
I путь.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-23.jpg)
I путь. Вид в сторону станции ²Красных ворот⌡.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-24.jpg)
Начало двухпутного тоннеля. Раструб.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-25.jpg)
Необычная шахта в кессонном участке. Прямоугольной формы прямо над путями. Выхода на поверхность уже давно не имеет.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-26.jpg)
Сопряжение тоннеля построенного горным способом и кессонного участка.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-27.jpg)
Справа . сбойка на кольцевую линию.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-28.jpg)
Сопряжение тоннелей открытого и закрытого способа работ.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-29.jpg)
II путь.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-30.jpg)
Путевое развитие станции.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-31.jpg)
Стрелочный пост.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-32.jpg)
III и IV станционные пути.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-33.jpg)
Перекрестный съезд.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-34.jpg)
Ночная расстановка. Слева начинается ветка в депо. По ней мы пройдемся в следующей части.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-35.jpg)
...
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-36.jpg)
Полосатый рейс. :)
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-37.jpg)
Ночная расстановка между станциями ²Красносельская⌡ и ²Комсомольская⌡
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-38.jpg)
Тупиковая призма IV станционного пути.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-39.jpg)
IV и II станционные пути. На втором пути чуть в отдалении виден стоящий состав.
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-40.jpg)
...
![(c) www.metro.ru, Russos, 2009](http://russos.ru/img/metro/komsomol/komsomol-41.jpg)
...
метро | другое метро | метрострой | фотомарафон
(с) www.metro.ru, Russos, 2009
Типа важное
Греция направила гуманитарную помощь в Газу
1 комментарий:
Фотографии классные! в детстве мечтал всегда остаться в вагоне после конечной станции - посмотреть, что там далее, куда поезд уходит..?
Отправить комментарий